Что мешает нашим детям вырастать в хороших футболистов? Почему пропал дворовый футбол? Сколько зарабатывают детские тренеры? На эти и другие темы обозреватель «ССФ» побеседовал с известным в недавнем прошлом футболистом, мастером спорта СССР, а ныне директором СДЮШОР «Химки», заслуженным работником физической культуры и спорта московской области 47-летним Евгением Смертиным.
- Провал сборной России на Евро-2016 заставил многих более критично взглянуть на наш футбол, на всю его систему. Есть мнение, что проблемы начинаются уже на детско-юношеском уровне. Вы тоже так считаете?
- Сложности, конечно, есть. В первую очередь - это тренерские кадры. Я немало поездил по нашей огромной стране и с полной ответственностью могу сказать, что между академиями в Москве, Питере, Краснодаре, с недавних пор в Казани и остальными детско-юношескими футбольными школами - пропасть! В столице и других больших городах работают хорошие специалисты, многие из них сами поиграли в профессиональных командах, и им действительно есть что дать детям, а в провинции молодые тренеры не хотят устраиваться в футбольные школы.
- Почему? Плохо платят?
- В Москве в ведущих академиях детские тренеры зарабатывают хорошие деньги, на них можно спокойно жить.
- Хорошие - это тысяч пятьдесят?
- Да, а то и больше. Но, повторяю, так обстоят дела в элитных школах.
- Понятно.
- Но деньги не главное. Важно, чтобы тренер умел учить, а не сам учился на детях. Большинство из ребят, приходящих на работу даже ко мне, - это молодые люди, которые и сами толком не играли. Зато уже с претензиями, мол, дайте мне такой или такой-то год. При том, что сами перед строем-то, перед командой никогда не стояли.
- А разве у детских тренеров не должно быть соответствующей лицензии?
- Должна быть, а как же?! Сейчас все специалисты проходят лицензирование. Сначала надо окончить физкультурный институт, потом - Высшую школу тренеров. У всех детских тренеров должна быть лицензия С и выше.
А вот в провинциальных школах нередко до сих пор работают те же люди, что в свое время тренировали меня, брата (Алексея Смертина. - Прим. ред.), других футболистов нашего поколения. Причем тренируют по тем же методикам, дают те же упражнения, что и нам. В общем, с тех пор там мало что поменялось, разве что мячи (смеется). Знаю это по своему опыту, потому что, когда работал селекционером, регулярно бывал и в Барнауле, и в Ленинск-Кузнецком, и в Новосибирске, и на Урале, и на Дальнем Востоке, и на юге страны.
- Дефицит квалифицированных тренеров, как мне представляется, не единственная проблема детского футбола, верно?
- Разумеется. Вот еще одна. Как только в школе появляется одаренный мальчик, ему (а точнее - его родителям) сразу хочется попасть в один из больших клубов. У тех есть специализированные интернаты, все условия для полноценной подготовки.
- А что в этом плохого?
- Хорошо, если эта школа или академия, у которой есть интернат, подходит к выбору точечно, не травмируя психику ребенка. Но так бывает далеко не всегда. Я вот о чем. Возьмем, к примеру, какую-нибудь провинциальную футбольную школу, в которой есть один или два одаренных мальчика, лет 11−12, они выделяются. За ними начинается охота со стороны селекционеров. Среди последних есть совсем молодые ребята, которым надо показать свою работу. Они уговаривают родителей устроить ребенка в хорошую академию, наобещают им с три короба, мол, он там будет на виду, заиграет. Тренер или директор местной школы отговаривают пацана, говорят - здесь ты лидер, а там будет конкуренция, но в итоге отпускают его. С условием - если у тебя там не получится, к нам лучше не возвращайся.
Парень уезжает - и представьте себе, в академию по какой-то причине не попадает. Что ему делать? Назад дороги нет, а в его родном городе только одна школа. В этом случае он или начинает мотаться по клубам, или возвращается, играет во дворе, а потом заканчивает с футболом. Неправильно все это….
- Как финансируются детско-юношеские футбольные школы?
- У каждой своя история. Где-то деньги муниципальные, где-то частные. Кто-то получает средства от спонсоров, кто-то в краевом бюджете строкой прописывает.
«НЕТ ОБЩИХ ПРАВИЛ»
- Что еще мешает в работе?
- Стыдно признаться, но у нас в стране нет общих правил в детском футболе - они разные. В Питере и Сибири дети одного и того же возраста играют 11 на 11 с большими воротами, Урал и Москва сдвигают ворота на линию штрафной, а где-то площадка вообще на полполя, а игроков по семь в каждой команде. Больше того, играют мячами разного размера - где-то «четверкой», а где-то «пятеркой». Парадокс, но у нас в школе москвичи на одном поле играют «четверкой», а подмосковные ребята на другом - «пятеркой».
Да что говорить, если мы даже не в силах выпустить брошюрку с общими требованиями!
- Хорошо, а по каким правилам дети играют в турнирах?
- Перед началом каждого высылаем участникам регламент. Они читают - и готовятся по нужному формату.
- Существует ли обмен опытом между школами?
- Да, как правило, как раз на соревнованиях, где тренеры из разных регионов и других стран много общаются. Наша школа, к примеру, организовала турнир «Khimki Cup». Он проводится на весенних и осенних каникулах, с участием команд двух возрастов. Начинали со скрипом, а теперь к нам каждый год, помимо московских, приезжают ребята из Краснодара, Казани, Ташкента, Алма-Аты, Санкт-Петербурга. В последний раз даже якуты были - с барабанами, бубнами. Ехали долго, но, увы, результаты их не порадовали. Продули всем.
Мы обеспечиваем участников призами, полями, транспортом, судьями… Многие даже обижаются, что их не позвали. В этом году, кстати, обещали приехать словаки и македонцы.
- За границу ваши команды выбираются?
- К сожалению, все реже - из-за финансовых неурядиц и заморочек с визами.
- Кто идет в детские тренеры?
- Большинство - бывшие футболисты. В нашей школе 80 процентов тренеров поиграли в премьер-лиге, среди них - обладатель Кубка России в составе московского «Динамо» Сергей Богомолов, Василий Янотовский, Виталий Кулев, Денис Киселев, Сергей Деркач. Недавно Дмитрий Половинчук ушел от нас в «Динамо». В общем, у нас ребята, которые могут не только провести теоретическое занятие, но и показать что-то на поле, потому что с техникой у них полный порядок, да и двигаются они по сей день неплохо.
«УХОДИТЬ НАДО НЕ К СЕЛЕКЦИОНЕРУ, А К ТРЕНЕРУ»
- На протяжении скольких лет мальчишки посещают школу?
- Десяти. Примерно с семи до 17 лет.
- Сколько раз в неделю?
- Малыши занимаются три раза в неделю, ребята постарше, перед выпуском, - до шести раз.
- Кстати, обучение платное?
- Можно ходить бесплатно, но за дополнительные занятия надо платить - за малышей две тысячи рублей в месяц, за детей среднего возраста - по тысяче. На эти деньги мы покупаем мячи, выплачиваем тренерам премиальные.
- Что ждет самых способных ребят?
- К сожалению, их забирают академии. Каждый год от нас уходят по нескольку человек.
- Сердце кровью обливается?
- Не то слово! Но я убежден, что юный игрок должен уходить не к селекционеру, не к директору, не в какой-то конкретный клуб, а к определенному тренеру. Если тот лично просматривал его, заинтересован в нем, то это одно дело. А если парнишку тренеру навязывают, ссылаются на чье-то мнение или телефонный звонок, то это совсем другое. Если игрок уходит и в новом месте растет, если ты понимаешь, что у него есть перспектива, то это правильно, такой переход идет ему на пользу.
А иногда случается так, что родители губят своих детей. Особенно мамы, которые заранее просчитывают будущие контракты своих сыновей, что-то им нашептывают, хотя сами мало что понимают в футболе. Обидно. Именно поэтому в некоторых академиях родителей просто не пускают на занятия.
- А что с теми, кто 10 лет отзанимался, но так никуда и не попал? Футбол в их жизни заканчивается? а как же?! Да, профессионалами становятся единицы, но футбол в первую очередь учит тебя жизни. Это дисциплина, это умение терпеть боль, характер, способность легко общаться с людьми. Не говоря уже о том, что сейчас в каждом институте, в каждом банке есть своя футбольная команда - и ты можешь в ней играть. Даже в армии есть такая возможность - в спортроте. Образно говоря, ты будешь служить не в сапогах, а в кедах. Ну, а главное, футбол учит правильному образу жизни, отталкивает от вредных привычек.
- Что скажете о своей школе?
- У нас занимаются около тысячи детей, одно отделение играет на первенство Москвы, второе - на область. Есть еще оздоровительные группы. Мы набираем практически всех детей, а потом по определенным данным делим их на три группы. Есть ротация - тех, кто прогрессирует, продвигаем в более перспективные группы и наоборот. Кроме того, у нас работает отделение в Сходне, объединяющее около 200 подростков.
Школа располагает двумя большими полями с искусственным покрытием последнего поколения и площадкой поменьше. Все - с хорошим подогревом, который позволяет нормально заниматься даже при низких температурах, минус 20−25 градусов. 16 раздевалок с душевыми, зал для теории, тренажерный зал….
За все комфортные условия мы благодарны спорткомитету и администрации городского округа Химки, а также руководству «Арены Химки», которое нам здорово помогает.
Вообще применительно к детскому футболу хочу сказать следующее: у нас никто не хочет, что называется, играть вдолгую. Есть кто готов играть вбыструю, а вдолгую - ждать, вкладываться в школу - желающих почти нет. Ну какая от нас сейчас отдача? И будет ли она - тоже вопрос. Есть кто хочет купить команду, набрать классных игроков, а дети… Не хватает тех, кто по-настоящему, безгранично любит футбол, тех, кто отдает, а не стремится сиюминутно что-то получить. По-моему, это должны быть определившиеся в жизни, самодостаточные люди, которым уже не надо ничего доказывать. К счастью, в Химках такой человек есть. Это Александр Сергеевич Зайцев, генеральный директор АУ «Арена Химки».
«А НАУТРО У НИХ ГЛАЗИЩА КРАСНЫЕ»
- Что ж, вам, в отличие от большинства коллег, похоже, не о чем жалеть…
- На условия работы действительно грех жаловаться, но очень обидно, к примеру, что ушел из нашей жизни дворовый футбол, хотя мы все из него вышли. Раньше мы жаловались, что нет футбольных полей, а сейчас посмотрите - сколько их вокруг! И с тартановым покрытием, и с другими. А они - пустуют.
Помню, выходишь на дворовую площадку, против тебя толпа детворы и там можно всё, всё вокруг мяча, тебе можно обыгрывать по десять человек - именно так нас с братом учил отец. Пока десяток голов им не забьешь - домой не уйдешь! Такие навыки ты на тренировке не получишь. Дворовый футбол дает не только занятость, но и интерес, азарт, радость общения. В организованном футболе такого нет, здесь, как ни крути, есть шаблоны - защитнику нельзя то-то, нападающему - то-то, крайнему хаву - то-то….
- Что делать?
- Надо восстанавливать футбол во дворах, привлекать к этому энтузиастов - они есть, они еще живы, эти условные дяди Васи. Дайте им по полставки какого-нибудь инструктора, по семь-восемь тысяч - и они возьмутся за дело, поднимут подрастающее поколение.
Сегодня дети не знают, что такое подвижные игры на улице - «американка», «казаки-разбойники» и так далее, а знают, что такое танки в компьютере. Да у нас у самих дети на сборах целыми днями сидят в этих гаджетах! Тренеры вынуждены отбирать у них телефоны и электронные приставки. Ребята подчас думают не о том, как обыграть команду соперника, а о том, как поймать «покемона» или на каком уровне компьютерной игры они остановились. А наутро у них глазища красные. До футбола ли им, если они не спали до четырех часов ночи?!
- Не могу не спросить про крытые манежи. Мы много разглагольствуем про их строительство, а воз, похоже, и ныне там.
- В Москве манежи есть у академий «Спартака», ЦСКА, «Чертаново» и «Локомотива». Всего четыре. Есть в Питере, Екатеринбурге, Новосибирске. По-моему, всё.
Давайте так. Манеж, наверное, нужен, в тепле зимой, конечно, хорошо. Но это палка о двух концах. У меня такой пример. У нас в школе есть два тренера малышей: один из них в холодное время года уходит с группой в зал, арендованный школой в Новогорске, а второй занимается с детьми на улице. Знаете, у кого из них дети больше болеют? У того, кто занимается в тепличных условиях! Потому что до них в зале почти беспрерывно играют арендаторы, в закрытом пространстве полно бактерий, пыли - и ребятишкам с их неокрепшими организмами там нелегко. А у второго подопечные здоровые, с румянцами на лицах, закаленные. Ведь главное - их правильно одеть: шапочку, курточку. Я специально на этот счет статистику смотрел.