«Это была, возможно, самая захватывающая гонка в сезоне, но, определённо, одна из самых противоречивых», - пишет на следующий день после Гран-при Бразилии итальянская газета Corriere della Sera. «Долгое время казалось, что Гран-при Бразилии полностью смоет дождём, особенно когда зрители встали с трибун и начали освистывать организаторов, - рассказывает журналист The Daily Mail Дэн Рипли. - Но стоило гонке продолжиться, она превратилась в беспрерывный боевик с эмоциональным прощанием, прорывом молодого пилота и, возможно, решающими переломами в борьбе за титул!»
«Лишь последние полчаса гонки спасли ФИА - иначе в центре внимания были бы несколько сомнительных сейфти-каров и красные флаги», - отмечает, в свою очередь, ESPN, но общее мнение в заголовке выразили британцы из Sky Sports, процитировавшие Тото Вольфа: «Гонка превратилась в настоящее 'Ферстаппен-шоу'».
Долгое ожидание под дождём окупилось с лихвой и подарило болельщикам феерию обгонов и драматичное сражение до последних кругов, а также победу Льюиса Хэмилтона - битва за чемпионский титул продолжится в Абу-Даби. Но главным героем гонки, по всеобщему мнению, стал Макс Ферстаппен. Обгоны Ферстаппена, сражение «Мерседесов», прощание Массы и решения Чарли Уайтинга - в традиционном обзоре зарубежной прессы.
«Вспоминали Монако-1984»
«Паддок Формулы-1 наперебой обсуждает выдающийся прорыв Ферстаппена на третье место. 'Переосмысление законов физики', - заявил один. 'Одно из лучших выступлений в Формуле-1 на моей памяти', - говорит следующий, - передаёт корреспондентFOX Sports Уилл Дэйл. - Отметим, что этот захватывающий прорыв стал возможен лишь после стратегической ошибки 'Ред Булл'. Темп Риккардо на промежуточных шинах заставил команду думать, что таким же образом Ферстаппен сможет перехитрить 'Мерседес', но усилившийся дождь поставил крест на надеждах команды. После финиша Макс отметил, что переход на промужеточные был 'явной ошибкой', но признал, что получившийся прорыв доставил массу удовольствия».
В Бразилии «Ред Булл» молил о дожде и на влажной трассе надеялся бороться за победу, и пусть рискованная тактика так и не сработала, впечатляющий прорыв Макса Ферстаппена запомнится надолго. И главное, отмечают эксперты, у «Ред Булл» действительно была скорость, чтобы сражаться с «Мерседесом».
«В конце гонки темп Ферстаппена был очень хорош, и можно предположить, что если бы не попытка рискнуть с промежуточными, у него был бы шанс на победу, - считает Нэйт Сондерс из ESPN. - Он был на другом уровне, а его обгон Росберга по внешней траектории третьего поворота запомнится надолго».
«Пока Хэмилтон хладнокровно мчался к 52-й победе в своей невероятной карьере, всё шоу делал Макс Ферстаппен. Тактический просчёт 'Ред Булл' отбросил его на назад, но после этого он обогнал 13 автомобилей, включая своего напарника Даниэля Риккардо и четырёхкратного чемпиона мира Себастьяна Феттеля», - добавляет Фил Данкан из The Daily Mail.
Некоторые даже сравнили Ферстаппена с памятными выступлениями великих гонщиков прошлого, блиставших в дождевых условиях. «После сенсационного спурта в концовке гонки и подиума в дождевых и сумбурных условиях Ферстаппена многие сравнили с великими Айртоном Сенной и Михаэлем Шумахером. Даже Йос - его самый преданный поклонник и самый жёсткий критик - был поражён пилотажем сына, - передаёт Reuters. - За последние 15 кругов он опередил более половины пелотона и прорвался с 16-го места на подиум. Выступление Макса многим напомнило Барселону-1996, которая принесла Шумахеру прозвище 'Мастер дождя', или выдающуюся дождевую гонку Сенны на 'Тоулмэне' в Монако в 1984-м».
«Трудно поверить, что чемпионом, скорее всего, станет Росберг»
Тем временем главная интрига чемпионата - сражение за титул - остаётся в силе. Хэмилтон выиграл третью гонку подряд и сократил отставание от Росберга до 12 очков. Это не так уж и много, но Нико теперь достаточно финишировать на подиуме в Абу-Даби, чтобы независимо от результатов Льюиса обеспечить себе титул.
«Нечасто видишь обоих пилотов 'Мерседеса' улыбающимися после гонки, но это был необычный Гран-при. Льюис впервые победил в Бразилии, на родине своего кумира Айртона Сенны, но Нико при этом сохранил пару тузов в рукаве: подиум в Абу-Даби - и он станет новым чемпионом», - отмечает Дэн Рипли из The Daily Mail.
«Через две недели Абу-Даби примет финальную дуэль. Сейчас разница между победой и поражением составляет 12 очков. Нико уже давно ведёт свою психологическую игру. И не будем забывать, что Кеке Росбергу, чтобы стать чемпионом, хватило одной победы», - напоминает итальянское издание Corriere della Sera.
Впрочем, несмотря на то, что фаворитом в чемпионской гонке остаётся немец, его выступление в Сан-Паулу не произвело на журналистов большого впечатления. «Для Росберга это был ещё один безопасный Гран-при, сколько бы он ни говорил о том, что не удовлетворится вторым местом. В квалификации Нико выступил неплохо, но Хэмилтон оказался быстрее, и факт в том, что у Росберга не было скорости, чтобы побороться с напарником на влажной трассе, а в какой-то момент его даже прошёл Ферстаппен, - пишет Крис Медланд на страницах портала F1i. - На финальных кругах Хэмилтон 'привёз' напарнику одиннадцать с половиной секунд, и, если бы не переход 'Ред Булл' на промежуточные, немец был бы лишь третьим».
Британские журналисты пошли ещё дальше: «В такие дни, как минувшие воскресенье, не возникает сомнений в том, кто является по-настоящему великим пилотом, а кто - просто хороший гонщик», - пишет редактор BBC Sport Эндрю Бенсон.
«В экстремальных условиях Хэмилтон выступал в своей собственной лиге и был недостижим даже для вдохновенно пилотировавшего Ферстаппена. Льюис был единственным, кто не допустил по ходу заезда ни одной ошибки. В общей сложности он выиграл у Росберга 36 секунд - в среднем по полсекунды на каждом круге, а его реальное преимущество, возможно, было ещё больше, - продолжает он. - В такие дни трудно поверить, что чемпионом мира, скорее всего, станет Росберг, а не Хэмилтон. Это во многом объясняется проблемами с надёжностью: в то время как у Льюиса вышли из строя три двигателя, включая Гран-при Малайзии, где он лидировал, для Нико сезон проходит почти безотказно».
«У бразильцев замерло сердце»
Для местных болельщиков Гран-при Бразилии стал одним из самых эмоциональных за последние годы - «Интерлагос» прощался с Фелипе Массой, одним из ветеранов Формулы-1, гонщиком, который лишь Михаэлю Шумахеру уступает по количеству стартов за «Феррари» и одержал в цветах «Скудерии» 11 побед.
«Гонку Масса закончил в отбойнике, но его прогулка по пит-лейну, слёзы и бразильский флаг, который он пронёс мимо боксов 'Мерседеса', а затем своей бывшей команды 'Феррари' под овации болельщиков, стали достойными проводами для одного из самых любимых гонщиков Формулы-1», - пишет ESPN.
«У бразильцев замерло сердце, когда Масса врезался в ограждение, но инцидент не испортил трогательного прощания Фелипе с соотечественниками, - отмечает The Daily Mail. - Покинув машину, гонщик 'Уильямса', облачившись в национальный флаг, прошёл мимо трибун и направился на пит-лейн, где его аплодисментами встречали не только жена и ребёнок, но и механики 'Мерседеса' и 'Феррари'. Это был прекрасный момент, но пора вытереть слёзы и готовиться к последней гонке после 14 лет в этом спорте».
«Конфликт интересов»
Захватывающая концовка несколько сгладила впечатление от затянутого начала заезда, когда за два часа гонщики успели пройти лишь 20 кругов. Да, гонщики подарили зрителям невероятную борьбу, но забыть два красных флага, пять пейс-каров и казавшиеся вечностью минуты ожидания многим будет трудно. Журналисты пытаются понять, что не так с «Королевскими гонками» и почему прежде вопросы безопасности не мешали дождевым гонкам.
«Формула-1 на перепутье между безопасностью и зрелищностью. Этот день был сложным не только для пилотов, но и для организаторов гонки, у которых возник явный конфликт интересов. Из-за дождя и аквапланирования гонщики один за другим вылетали с трассы, а в случае аварии Кими Райкконена большая удача, что в лоб финну никто не врезался. Формула-1 обязана заботиться о своих спортсменах, особенно после трагедии Жюля Бьянки, - считает Дэн Рипли из The Daily Mail. - Но в то же время никто не хочет смотреть, как машины наматывают круги позади автомобиля безопасности под аккомпанемент противоречивых сообщений гонщиков. Свист и осуждение болельщиков в Сан-Паулу после второго красного флага необходимо принять во внимание, но чего это будет стоить с точки зрения безопасности?»
«Среди многочисленных сомнительных решений Уайтинга понятным был лишь старт за сейфти-каром. Пауза, вызванная красными флагами после аварии Райкконена, длилась более получаса. Вспоминая невероятный Гран-при Бразилии 1996 года, когда на 'Интерлагос' обрушился ливень, зрители начали освистывать организаторов. Флавио Бриаторе в 'твиттере' попросил вернуть Формулу-1 на место. Многие вспомнили сумасшедший Гран-при в Спа в 1998 году и даже Монако-1984», - возмущается Corriere della Sera.
«Что случилось с Формулой-1? Новые машины плохо едут в дождь? Судя по второй половине гонки, едут нормально. Пилоты разучились водить? Хэмилтон, Росберг и Ферстаппен доказали обратное. Или просто переусердствовали комиссары? Спорт должен чем-то ответить на кризис идентичности. Если бы в MotoGP исповедовали бы тот же подход, в этом году им пришлось бы пропустить половину гонок», - добавляют итальянцы.
В то же время Марк Хьюз из Motor Sport Magazine защищает Уайтинга. По мнению журналиста, только благодаря решениям Чарли гонщики смогли преодолеть всю дистанцию. Он считает, что главной проблемой стал не дождь или дренаж автодрома, а качество дождевых шин.
«Это была настоящая битва гладиаторов на автодроме 'старой школы' и в условиях сильного дождя. Сцепления не было, машины постоянно скользили, а регулярные сейфти-кары лишь усугубляли ситуацию, поскольку шины были холодными. В итоге аварии происходили сами по себе. Не хотели бы вы стать директором гонки в этот день. Дождь и 'Интерлагос' - это всегда гарантия большого числа аварий», - пишет он.
«Корень проблемы - и головной боли руководителя гонки - заключается в низкой эффективности дождевых 'Пирелли'. Несмотря на глубокий протектор, эти шины склонны к аквапланированию и обеспечивают слишком мало сцепления. Феттель назвал эту резину 'шинами для сейфти-кара' - для чего-то другого, по мнению немца, они не годны. По большому счёту Райкконен, Грожан, Эрикссон и Масса пострадали по одним и тем же причинам: неадекватное поведение шин, глубокие лужи и огромный крутящий момент. Колёса внезапно срываются в занос, и гонщик внутри машины уже ничего не может поделать. Это не вопрос мастерства пилотов, а слепой случай», - утверждает Хьюз.
«Авария Райкконена привела к появлению первого красного флага, а вот повторная остановка гонки была не столь очевидной. Часы тикали, была реальная возможность не успеть проехать всю дистанцию, а прогнозы обещали усиление дождя через 20 минут. Уайтинг предпочёл заморозить время гонки красными флагами и переждать дождь, - объясняет журналист. - В противном случае гонщики продолжали бы наматывать круги в медленном темпе, и вероятность того, что они не преодолели бы 75% дистанции, была бы гораздо выше. Все насмехались бы над Формулой-1».